ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

Детский сад

Учим детей самостоятельности

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

 

Я все умею!

               Основные навыки самообслуживания

 

                                                    

УМЫВАНИЕ

3 - 4 года

Самостоятельно и аккуратно моет руки, лицо, правильно пользуется мылом.

Сухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место.

Моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

4 - 5 лет

Самостоятельно и аккуратно моет руки, лицо, правильно пользуется мылом.

Сухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место.

Моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

5 – 6 лет

Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем.

6 – 7 лет

Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем.

 

ПРИЕМ ПИЩИ

3 - 4 года

Правильно пользуется ложкой, вилкой, салфеткой.

Не крошит хлеб, не проливает пищу.

Пережевывает пищу с закрытым ртом.

4 – 5 лет

Пищу  берет понемногу, хорошо пережевывает ее, ест бесшумно.

Правильно пользуется вилкой, ложкой, ножом.

Полощет рот после еды.

5 - 6 лет

Правильно пользуется вилкой, ножом.

Ест бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за  столом.

Выходит из-за стола тихо, задвигая стул, благодарит взрослых.

6 – 7лет

Прямо сидит за столом, не кладет локти на стол.

Бесшумно пьет и пережевывает пищу.

Правильно пользуется столовыми приборами.

 

  ОДЕВАНИЕ И РАЗДЕВАНИЕ

 

3 – 4 года

Самостоятельно одевается и раздевается.

Аккуратно складывает и вешает одежду.

С помощью взрослых приводит ее в порядок: чистит, просушивает.

Следит за своим внешним видом, стремится быть аккуратным и опрятным.

4 - 5 года

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться.

Аккуратно складывает и вешает одежду.

С помощью взрослых приводит ее в порядок: чистит, просушивает.

Следит за своим внешним видом, стремится быть аккуратным и опрятным.

5 – 6 лет

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться.

Аккуратно складывает и вешает одежду в шкаф.

 Ставит на место обувь, моет, протирает и чистит ее.

Замечает  и самостоятельно устраняет непорядок в своем  внешнем виде.

Вежливо говорит товарищу о неполадках в его костюме, обуви помогает устранить их.

Бережно относится к одежде.

6 – 7 лет

Быстро одевается и раздевается, вешает одежду в  определенном порядке и месте.

Следит за чистотой одежды, обуви.

Следит за своим внешним видом.